Новости компании
Все новости

   
Главная  >  Пресс-центр  >  Новости управления  >  Корпоративная культура 

Корпоративная культура

2012-06-11

E-xecutive

11.06.2012

Определение понятия 

Под понятием «корпоративная культура» принято иметь в виду моральные и духовные ценности, нормы взаимодействия, традиции, убеждения и ожидания каждой организации в отдельности, систему явно или неявно выраженных стандартов, которые возникли благодаря руководителям или в результате постоянной работы по развитию всего коллектива в целом.

Бытует мнение, что корпоративная культура компании ограничивается дресс-кодом и общими развлечениями. Но это не вполне достоверное утверждение. Одежда сотрудников и корпоративные вечеринки – это минимальная часть каждого внутреннего микроклимата компании, небольшие последствия его проявления.

На самом деле главная цель любой корпоративной культуры - помочь сотрудникам обрести чувство причастности, дать ощущение командного духа.

Такое понятие как «корпоративная культура» появилось в 1985 году в США и с тех пор это явление не прекращает развиваться и совершенствоваться.

Как влияет корпоративная культура на бизнес?

Корпоративная культура не имеет никого отношения к общему производственному процессу, но она оказывает прямое влияние на организационные вопросы.

Для примера: производственная компания, которая изготовляет детские игрушки, будет и дальше изготовлять этот товар, а консалтинговая компания, которая занимается маркетинговыми исследованиями, будет и дальше предлагать эту услугу, при условии, что их бизнес будет ликвидным и рентабельным. Вопрос в том, какая роль в организации бизнеса отведена корпоративной культуре?

Корпоративная культура регулирует такие вопросы как продолжительность и частоту совещаний, запрет или разрешение на курение, внерабочие развлечения и поддержание командного духа, дресс-код, условия для диалога, объем отчетов, миссию и цели компании, дисциплину, стратегию поддержки и т.п. Все это прямо или косвенно влияет на общий процесс и успешность компании.

Не существует такой организации, где не существовало бы корпоративной культуры, ведь она определяет взаимоотношения в коллективе.

Надо заметить, что модель любой корпоративной культуры в первую очередь зависит от отношения собственника компании к миру, себе и собственно бизнесу. Таким образом, он транслирует в компанию свои личные ценности и принципы.

Последствия неправильной корпоративной культуры

Внедрение корпоративной культуры может стать как благом, так и разрушительной силой для компании. Вот некоторые «подводные камни»:

1) Утверждение «Довольные сотрудники - довольные клиенты» может сыграть злую шутку над собственником и его компанией. Ведь общее благополучие сотрудников не всегда ведет к улучшению уровня их предпринимательских качеств.

2) Слишком жесткая схема корпоративной культуры уничтожает на корню ее дальнейшее развитие. За счет установленных формальных рамок и субординации могут быть незамеченными или отброшенными действительно ценные, новаторские, но неординарные идеи персонала. Как правило, это происходит из-за действующего принципа: «шаг влево, шаг вправо равняются расстрелу».

3) Если структура компании разрастается за границы одной страны, надо всегда пересмотреть и подкорректировать модель действующей корпоративной культуры в иностранном филиале. Ведь то, что хорошо в России не всегда приемлемо в Китае.

В любом случае, создавая модель корпоративной культуры, надо обращать внимание не на специфику бизнеса, а на географическое расположение компании, пол, возраст и социальное положение сотрудников. Ведь та схема корпоративных взаимоотношений, которая отлично работает в молодом коллективе, не будет эффективна в коллективе семейных людей.

При грамотном подходе корпоративная культура может стать эффективным средством управления, объединения организации и успешного становления компании на рынке.