Новости компании
Все новости

   
Главная  >  Пресс-центр  >  Инновации  >  Главные тренды и тенденции стартапов в России, США, Европе и Азии 

Главные тренды и тенденции стартапов в России, США, Европе и Азии

2013-01-23

Нурия Фатыхова, специально для E-xecutive.

Хотите знать, кто и как делает самые прорывные стартапы в новом 2013 году? Ищете перспективную идею для нового бизнеса или проекта? E-xecutive.ru выясняет, почему городские модники идут в бизнес, а кафе становятся офисами, чем венчурный рынок США отличается от европейского и какие тренды подхватывает Россия.

2011 год был годом приложений для смартфонов и планшетников. Что только не придумали ― «накачай пресс за пять минут», «подсчитай калории», «вычти налоги из зарплаты» ― и все в этом духе. А такое простое по исполнению приложение как Instagram стало еще и самым успешным, его купил аж Facebook.

По законам физики и человеческой психологии, которые тоже оказывают влияние на бизнес-законы, в 2012 году приложений стало так много, что уже и не модно. И стартаперы всего мира стали придумывать что-то полегче и покруче, пользуясь уже придуманными приложениями как фишками.

Что изменилось и как изменились сами стартаперы? На что они еще способны? Может быть, они смогут придумать что-то сногсшибательное в, надеемся, удачном 2013 году! Представляем вам маленький обзор тенденций стартап-рынка мира.

Стартипстеры в кафе 

Раньше о хипстерах писали так: дети небедных родителей, которым вдруг захотелось быть оригинальными, тогда они купили себе дорогие гаджеты от Apple, надели дорогие шмотки аля винтаж, и стали слушать «другую музыку» и смотреть «другие фильмы» только ради того, чтобы блеснуть в компании непонятным названием песни или, например, именем Годар.

Хипстеры как социальное явление в еще сытом обществе, как новый тип протеста против привычного потребления, как новая политика индивидуализации тех, кому 20.

Сегодня пишут иначе: хипстер или субъект с хипстрерским прошлым ― это такой модный молодой человек (ему может быть уже и 30, даже больше), которому надоело выпендриваться, ничего не делая, он наконец просмотрел все фильмы Годара и, вдохновившись, стал придумывать всякие ненужные, но миленькие штучки, с помощью все тех же дорогих гаджетов. 

Итак, как изменились стартаперы в 2012 году? 

― Они окончательно решили проблему рабочего пространства ― перекочевав в многочисленные coworking (коворкинги), где можно за небольшую плату арендовать рабочий стол, технику и дух творчества. Москва, кстати, сегодня считается чуть ли не лидером по коворкингам в Европе. За год здесь открылось около десяти таких рабочих площадок. Самый дешевый стоит около 4 тыс. рублей в месяц. 

― Все уже переучились в каждый день появляющихся стартап-школах и перезнакомились друг с другом на стартап-презентациях.

― Они перестали думать о покорение мира и решили в первую очередь покорять страну или даже город. Проекты стартаперов-2012 часто ориентируются на потребителя, проживающего в соседнем доме.

― Их проекты стали более социальноориентированными.

― Стартап-команды выглядят более структурировано, похожи на привычную схему: гендир, главный менеджер, и прочие, с той только разницей, что все должности располагаются на одной линии по горизонтали и общение происходит в соцсетях. 

― Стартаперы стали проще (одеваться, общаться, рекламироваться). Говорят, самый популярный тип рекламы в 2012 году, ― открытки-раздатки и стикеры в туалетах.

― Стартаперы остались мужчинами. Мода на стартапы еще раз подчеркнула проблему патриархальности бизнес-среды. В любой стране мира стартапы в основном начинают мужчины. А если идея бизнеса принадлежит женщине, то себе в компаньоны она берет все равно парня.

Но что они сделали? 

Да, ничего особенно сложного. 

Американская тенденция: 

Коллективное финансирование или crowdfunding 

Все больше маленьких компаний предлагают людям, спонсорам и прочим помочь (кто сколько может) им существовать дальше. Говорят, это станет одной из основных тенденций 2013-2014 годов. Принцип работы прост. Компания говорит спонсору или клиенту: « Мы можем обещать вам только одно ― наши клиенты и друзья узнают, что вы помогли нам выжить!» Как ни странно, очень для многих такая перспектива оказывается достаточной ― быть хорошим неравнодушным миссионером!

Уже сейчас бизнес-аналитики предлагают маленьким компаниям включать crowdfunding в бизнес-план. Дело в том, что схема работы компании с ее венчурными инвесторами или акционерами сегодня выглядит уже очень громоздкой, а самое главное ― медленной, что для небольшого бизнеса
может оказаться пагубным.

Тут придумали новый девиз для начинающего бизнесмена: «Хорошенько подумай, почему твой бизнес должен существовать в этом мире. И если твой ответ не ограничивается словами «хочу иметь много money», то будь уверен, ты всегда найдешь тех, кто сможет софинансировать твою благородную цель».

Social Commerce или Новый путь для  Hand made 

Продавать через социальные сети! Почему бы и нет. Наверное, именно социальная коммерция стала главной тенденцией в Америке. Продают все и все, что можно назвать эксклюзивным. Как привлечь еще никому неизвестному, но талантливому модельеру, внимание к своим нарядам? А мастерица из штата Коннектикут делает чудесные украшения для елки, но у нее нет денег на собственный магазин и сайт. Как им быть? Продавать в соцсетях. Причем по-разному: создавать свои собственные страницы, открывать страницу «самые умные фразы тысячелетия» и незаметно продвигать себя там или даже заплатить небольшую сумму соцсети, чтобы ваши посты всегда оставались где-то в топе.

Умный, значит нужный

И еще одна заметная вещь происходит на американском поле стартапов. Там активно вкладывают деньги в стратапы, продвигающие новую технологию ― будь это упрощенная солнечная батарея, 3D-камеры для подсчета посетителей магазина или новое более мобильное кресло для людей с ограниченными возможностями.

Европейская тенденция: 

Предприниматели готовы делать добро и готовы призывать к доброте других

Одной из самых интересных тенденций европейского стартап-мира стали социальные проекты. Возможно, причина лежит в экономическом кризисе объединенной Европы. У людей просыпается чувство сострадания. Так, например, проект Doonited работает под слоганом «Начинайте делать добро». Это интернет-платформа-социальная сеть с акцентом на какую-то общественную проблему и ежедневным предложением поучаствовать в ее решении. Оплачивать кофе тем, кто не может оплатить сам, отправлять деньги в поддержку приютам для бездомных, бедным стартапам или заняться чисткой собственного двора от мусора.

Социальная коммерция

Эта американская тенденция очень быстро перекочевала и в Европу, где ремесленные магазинчики ― традиция. Одна итальянская модистка Мария из Флоренции рассказала мне, почему она завела страничку своей марки Twins в Facebook. Просто стартового капитала у девушки хватило только на оплату аренды микроскопической комнаты, штукатурку, краску и ткани для первых нарядов. Зарегистрировать сайт и модерировать его ― ей не по силам. А страница в Facebook не сразу, но помогла найти Марии новых клиентов (в основном это друзья тех, кто что-то приобрел у Twins), и провести минимальную маркетинговую компанию.

Облачный офис

Да, облачные технологии начали разрабатывать в Америке, но именно в зациклившейся на экологии Европе они были оценены по-настоящему. Слишком много бумаги, слишком много дисков, коробок, трат, в конце концов. Зачем, если можно все делать в облаках. В 2012 году родилось несколько европейских проектов виртуального программного обеспечения для нужд бизнеса и простого человека, любящего считать и писать. Например, немецкий Doo.net.

Изучение языков

В 2012 году появилось сразу несколько новых площадок для изучения иностранных языков. А запущенные еще пару лет назад, такие как busuu.com, доказали, что могут удержать количество посетителей выше критического минимума. Тут опять упоминают европейский кризис. Безработица заставляет жителей Европы перебираться к соседям. Все принялись изучать соседские языки.

Бар как в старые добрые времена

Еще одна характерная для Европы тенденция ― это отход от виртуальных проектов, к проектам физически ощутимым в реальной жизни. В больших европейских городах молодые люди вскладчину открывают новые бары и кафе или лавки продуктов от соседа (принцип ― потребляй то, что сделано рядом с твоим домом). Иногда эти бары превращаются в кинотеатры и открытые площадки для дискуссий.

Азиатская тенденция: 

Главной азиатской тенденцией является всплеск технологичных стартапов. Увеличение пользователей интернетом, зафиксированное в 2012 году, отразилось на интересе азиатских бизнесменов к интернет-технологиям. Также как в России, за последние два года в Азии открылись сотни бизнес-инкубаторов и венчурных фондов. А сегодня идет активная работа по созданию новых приложений для электронных устройств.

Российская тенденция: 

Россию «заразили» как европейские, так и американские тенденции.

С одной стороны, здесь тоже стали уставать от мобильных приложений, но с другой стороны, высокотехнологичные стартапы только набрали цену и за ними охотятся инвесторы. Итак:

Коллективно контролировать

Помогать другим очень любят и в России. Именно в этом году появилось сразу несколько интернет-ресурсов, через которые можно контролировать ― ЖКХ, уборку мусора, строительство дорог, можно подключаться к совершенствованию окружающего пространства.

Тут уместно назвать такие проекты как «ДомДворДороги».

В основном проекты отталкиваются от проблем. Несколько лет нерешенная проблема лесных пожаров подтолкнула, например, создать вот такой вот лесной дозор ― lesdozor.ru. 

Ну а рост политической активности граждан спровоцировал в этом году и появление таких проектов как ovdinfo.org―мониторинг задержаний на политических акциях и контроль за действиями полиции.

Поддержите нас!

На социальные инициативы откликается не так много спонсоров. Так что все российские проекты подобного рода тоже подключили crowdfunding. Насколько сердобольным оказался российский человек, покажет время. Самым ярким примером crowdfunding стал медиа-проект Colta.ru (интернет-журнал о культуре). За несколько дней редакция смогла собрать денег на четыре месяца работы. В качестве благодарности на сайте был вывешен список с именами всех «пожертвовавших».

Мой дом ― это не только мой дом

И, наконец, созвучен европейской тенденции московско-петербургский бум антикафе. Молодой предприниматель Иван Митин зовется автором новой бизнес-модели. По сути антикафе, которых сегодня в Москве около шести, это тот же коворкинг с элементами когеймеринг (антикафе ― места, где вы платите за время, проведенное в тепле и уюте, а не за напитки и еду. В них проводят вечера игр, читают вслух книги и слушают лекции). Несколько антикафе в 2012 году открылось и в региональных центрах.

А в Москве открывается все больше не кафе, а площадок для дискуссий и лекций. Тот же Политехнический музей, центр Сахарова, кафе Март, лекции в ЦДХ, в Парке горького под открытым небом и прочие. Такой культурной коллективизации с неплохой коммерческой составляющей мы давно не наблюдали.