Проект «Разработка Стандарта формирования Программы социально-экономического развития (СЭР) региона и механизма ее реализации»
2010-03-03Компания ТСМ приступила к реализации проекта «Разработка Стандарта формирования Программы социально-экономического развития (СЭР) региона и механизма ее реализации».
Результат работы органов исполнительной власти в значительной степени зависит от качества разработки и реализации Программы социально-экономического развития региона.
Существующие подходы при разработке Программ развития обеспечивают представление программ в виде совокупности мероприятий. Эти мероприятия часто разрознены и слабо связаны друг с другом и с целями Программы, в них недостаточно учитываются ресурсные ограничения, плохо прослеживается влияние каждого мероприятия на конечный результат. Управление финансами и их распределение осуществляются таким образом, что трудно или невозможно проследить их отдачу и эффективность использования. При таком подходе существующие административные и финансовые рычаги работают не в полную силу, что не позволяет в полной мере осуществить реализацию поставленных Руководством области целей.
Можно предложить иной подход, основанный на представлении Программы социально-экономического развития области в виде совокупности взаимоувязанных проектов, имеющих различный характер. Все проекты строятся по единым правилам. При планировании и реализации каждого проекта учитываются ресурсные и иные ограничения. Появляется возможность сформировать единую систему мониторинга хода реализации Программы и отчетности по каждому проекту. Результат каждого проекта оценивается и измеряется, что позволяет оценить эффективность каждого проекта и, в зависимости от оценки качества реализации Программы, использовать административные и финансовые рычаги воздествия.
Основным механизмом достижения целей Программы является регламентация разработки всех ее компонентов на основе проектного подхода, обеспечивающего:
· Формирование Программы в виде совокупности проектов.
· Единый порядок управления разработкой и реализацией проектов.
· Единые процедуры отбора, оценки, ранжирования перспективных проектов на основе их практической значимости для целей Программы.
· Оценку эффективности реализации каждого проекта.
· Повышение эффективности использования финансовых и административных рычагов.
· Контроль и мониторинг деятельности по реализации проектов.
· Отбор и обучение управленческих кадров.
Управление реализацией Программы СЭР также должно основываться на инструментах проектного управления. Необходимо задействовать административные, финансовые, кадровые рычаги для концентрации усилий участников на достижении поставленных целей. Важную роль в этом должна играть система мотивации сотрудников органов исполнительной власти.
Использование элементов проектного подхода позволит существенно изменить стиль работы учреждений и организаций области и, тем самым, повысить эффективность как отдельных сотрудников, так и организации в целом. Таким образом, развивая, создавая механизм управления областью на основе проектного подхода, можно формировать условия для последующего системного улучшения деятельности учреждений и организаций.
В результате осуществления Программы социально-экономического развития области ожидается дальнейшее системное развитие необходимых инфраструктурных элементов и механизмов управления реализацией Программы.
Разрабатываемые документы должны задать два основных процесса: формирование Программы развития и создание механизма ее реализации на основе процедур и регламентов проектного управления. Основой механизма управления должен стать Стандарт разработки и реализации Программы социально-экономического развития области.
Цель работы – повышение эффективности управления в исполнительных органах государственной власти области. Достижение этой цели будет обеспечиваться за счет разработки и реализации Программы социально-экономического развития на основе Стандарта области, представляющего собой совокупность нормативных документов, регулирующих подготовку и управление реализацией Программы СЭР. В качестве основы Стандарта будут использоваться методы проектного управления.
Стандарт будет состоять из 2-х частей:
1. Регламенты формирования Программы СЭР области.
2. Регламенты управления реализацией Программы СЭР области.
Решаемые задачи
В результате внедрения Стандарта должно обеспечиваться решение следующих задач (перечень задач и разрабатываемых документов будет уточняться при разработке Концепции Стандарта):
· Формирование Программы СЭР в виде совокупности взаимоувязанных проектов.
· Подготовка обоснования проектов по временным, объемным и стоимостным параметрам для повышения степени их достоверности.
· Структуризация проекта, разбиение проекта на временные этапы.
· Четкое планирование проекта для обеспечения его требуемыми ресурсами.
· Обеспечение руководителя проекта необходимыми для реализации проекта финансовыми, материальными рычагами и полномочиями.
· Организация взаимодействия между участниками проекта.
· Формирование портфелей, программ проектов и реестра проектов, обеспечивающих достижение долгосрочных, средне- и краткосрочных целей развития области.
· Оптимизация распределения ресурсов между проектами и портфелями (группами проектов).
· Улучшение функций управления органами исполнительной власти (планирование, взаимодействие, контроль, распределение ресурсов).
· Повышение эффективности функционирования органов исполнительной власти на основе разработанных ключевых показателей эффективности.
· Стимулирование служащих к эффективной и качественной работе.
· Подведение итогов проекта, накопление и сохранение положительного опыта управления проектами и оценку вклада участников.
· Повышение эффективности финансовых, административных, кадровых рычагов воздействия на участников проекта.
· Повышение размера финансового, административного, кадрового наполнения проекта, портфеля и программы в зависимости от их эффективности.
· Сбор и анализ данных, обеспечение мониторинга проекта и отчетности, анализ основных фактических характеристик (выполненных объемов, произведенных затрат ресурсов и финансовых средств, использования трудовых ресурсов и оборудования).
· Прогноз развития проекта по временным характеристикам.
· Контроль расхода финансовых средств.
· Управление рисками проектов.
· Поддержка процессов взаимодействия и координации работ, контроля исполнения и оперативного управления.
· Контроль исполнения, контроль выполнения контрактных обязательств.
· Иные задачи, которые могут появиться в процессе реализации этапов проекта.