Вводная лекция по курсу «Управление инновациями» в строительном университете
2016-04-11В Московском государственном строительном университете (МГСУ) состоялась вводная лекция В.А. Первушина по курсу «Управление инновациями» по программе «МВА в строительстве». Этот курс был разработан В.А. Первушиным в 2006 году в формате видеокурса, что в то время было редким явлением. В следующем году состоялось обучение первого набора слушателей, которым был представлен этот курс. Курс состоит из девяти лекций.
Лекция 1. «Инновации в рыночной экономике». Рассматриваются: цели использования управления инновациями, роль инноваций в современной экономике, государственные приоритеты в сфере науки и техники, классификация инноваций и инновационных предприятий, фазы процесса создания новой техники и технологий, венчурные компании, проблемы управления инновациями, специфика инноваций, управленческие проблемы предприятий, задачи и функции инновационного менеджмента.
Лекция 2. «Структуризация инновационного проекта». Рассматриваются: структура проекта, модели, используемые для структуризации проекта, типы иерархических структур проекта, фазы жизненного цикла, этапы проекта, бизнес-процесс подготовки обоснования проекта, бизнес-процесс разработки плана проекта.
Лекция 3. «Бизнес-процессы в инновационной деятельности». Рассматриваются: описание бизнес-процессов, пример классификации бизнес-процессов, формирование модели процесса, система показателей для управления процессом, бизнес-процесс подготовки тендерной документации, система коммерциализации технологий.
Лекция 4. «Подсистемы управления проектами». Рассматриваются: функции управления, подсистемы управления проектами, интеграция проекта.
Лекция 5. «Организационная структура проектно-ориентированной компании». Рассматриваются: типы организационных структур, формирование проектно-ориентированной структуры компании, планирование деятельности компании, управление перераспределением ресурсов проекта, Проектный офис, кейс «Диагностика компании».
Лекция 6. «Отчетность и мониторинг в проекте». Рассматриваются: общий подход к мониторингу проекта, причины возникновения отклонений, условия контроля, инструменты контроля, этапы мониторинга, управление изменениями, отчетность по проекту.
Лекция 7. «Мотивация и стимулирование персонала». Рассматриваются: концепция мотивации, принципы премирования, ключевые показатели эффективности, оценка вклада участников.
Лекция 8. «Завершение проекта». Рассматриваются: завершение контрактов, накопление опыта реализации проектов в компании, подведение итогов проекта, оценка успешности проекта.
Лекция 9. «Управление проектами – инструмент реализации стратегических и тактических целей компании». Рассматриваются: Корпоративный Стандарт управления проектами (КСУП), управление проектами – инструмент реализации стратегических и тактических целей компании, разработка Программы реализации стратегических целей компании, разработка программы существенного увеличения объема продаж продукции и услуг компании, применение технологии управления проектами для решения задач инновационного развития предприятия, поиск путей развития (диверсификации деятельности) компании, программа инновационного развития компании
Слушатели в очном и заочном режимах слушают установочные лекции, которые, большей частью, посвящены анализу кейсов. В рамках кейса (три проекта) слушатели должны выполнить задания по организации проектов различного типа.
В рамках Проекта 1. «Организация маркетингового исследования инновационной продукции» слушателям необходимо разработать структуру и содержание предложения по проведению маркетингового исследования рынка пенобетонов в одном из регионов России. Результатом выполнения задания должна стать: структура и содержание отчета о маркетинговом исследовании. Работа над проектом ведется в Ситуационных комнатах рабочих групп на образовательном портале.
В рамках Проекта 2. «Подготовка к участию в тендере» слушателям необходимо описать бизнес-процесс подготовки тендерной документации. Результатом выполнения задания должен стать бизнес-процесс подготовки тендерной документации, таблица входов и выходов процесса, перечень тендерной документации.
В рамках Проекта 3. «Формирование бизнес-процесса разработки программы инновационного развития компании» слушателям необходимо разработать бизнес-процесс, с использованием которого возможна разработка и реализация программы инновационного развития компании. Результатом выполнения задания должен стать бизнес-процесс разработки и реализации программы стратегического (инновационного) развития с перечислением основных действий, которые необходимо выполнить для достижения целей каждого подпроцесса.
Далее слушатели готовят решения кейсов и на итоговом занятии происходит их защита.