Новости компании
Все новости

   
Главная  >  Пресс-центр  >  Новости управления  >  Капитаны и их команды 

Капитаны и их команды

2010-12-09
Автор: Светлана Рыдаева, сертифицированный коуч IATCL, директор Института лидерства и коучинга.

Когда капитан собирает команду профессионалов, он знает, что без любви к морю и путешествию, без личных качеств членов команды, вклада их способностей, ответственности, умения работать вместе – команды, на которую можно положится, не получится. И успех самого путешествия, особенно длительного, может оказаться под угрозой.

Море бросает вызов не только физической выносливости, профессиональной подготовке, оно и проверяет на зрелость: готовность поддерживать товарищей и уважать их, подчиняться и лидировать и если это необходимо – рисковать и главное – четко выполнять то, что должен.

Мне повезло, я встречала Капитанов с большой буквы, которые   знали простую истину, если ты хочешь построить корабль, не надо загружать людей планов громадьем, заставлять их что то делать, надо заразить их стремлением к бесконечному морю. Тогда они сами построят корабль.

Такие Капитаны «чувствовали людей», их характеры, проявляя в полной мере талант наставника. Были готовы вести за собой, когда этого требовала ситуация, могли быть и жесткими, были готовы делегировать ответственность, и сами обладали высоким чувством ответственности за судно и команду. Когда я слушала их рассказы о незабываемых морских путешествиях, я задавалась вопросом: что помогало капитану справляться с вызовами, которые неизбежно бросает море, что помогало их преодолевать? Эти интересные наблюдения помогли мне найти ответы на вопросы, которые часто встречаются в моей практике: как создается эффективная команда, что есть миф, а что реальность.

Капитан влюблен в свое дело. Влюбленный в море и корабли, капитан собирает свою команду из людей разделяющих эту любовь. Только глубоко мотивированные люди способны противостоять трудностям походной жизни.

Капитан-первый человек после бога. На море действует закон: капитан-первый человек после бога. Это даже не обсуждается. Он наделен особыми полномочиями, команда четко знает, что его слово – закон. Он отвечает своей головой за жизнь команды и судно.

Капитан четко знает роли в команде и создает ту же ясность у членов своей команды. Набирая команду, капитан точно знает и распределяет роли и ответственность в команде. Люди в команде знают за что и кто отвечает. У каждого есть свои роли во время вахты и это согласовано с внутренней жизнью команды. Например, старпом – кроме своих прямых обязанностей отвечает за микро-климат в коллективе и т.д.

Капитан формирует высокую степень ответственности у команды. Члены команды чувствуют взаимную ответственность. «Мы все в одной лодке» для них не пустые слова – это реальность. Море – среда с  высокой зоной риска. Если механик отвечает за мотор, отвечает за сердце судна - то только он и никто другой. Он знает, что его ошибка может быть опасна для всей команды и судна. И в следующем порту ему найдут замену, если он  недобросовестно  выполняет свои обязанности. Законы команды и моря вытисняют людей безответственных и не профессиональных.

Капитан создает атмосферу доверия и заботы в команде. В море, когда высока вероятность стрессовых ситуаций, понимание и уважение становятся просто необходимыми.

Сравниваю этот проверенный морями и океанами  капитанский опыт с тем, что сегодня применяется на практике для создания эффективных команд в разных областях бизнеса, и высоко ценю их редкую интуицию.

На личном опыте капитаны узнали, как команды проходят первые две стадии формирования – вхождение и утверждение (формирование и бурление). Думаю, тем из нас, кому приходилось работать в команде, знакомы эти моменты.

ВХОЖДЕНИЕ – небольшой стресс, который испытывают многие новички в первые дни или недели работы в новом коллективе. Именно на этой стадии люди определяют для себя, ощущают ли они себя членами команды и являются ли таковыми.

Всем знакомы эти типичные на данном этапе вопросы:

Что представляют собой другие члены команды?

• Чего от меня ожидают?

• Куда мы движемся и почему?

• Кто здесь лидер?

• Какие у нас цели?

• Как я вписываюсь в команду?

А после того как члены новой команды освоились, наступает следующая стадия — индивидуальное УТВЕРЖДЕНИЕ. Это период демонстрации силы и границ. Эту фазу еще называют “Бурление”. Понаблюдайте, как люди «открываются»; как на поверхность выходят их разногласия и противоречия. Внутренние проблемы межличностной коммуникации выходят на первый план, члены команды подвергаются проверке со стороны своих коллег и больше узнают о самих себе.

Вопросы на этой стадии звучат так:

• Как мы будем разрешать разногласия?

• Как мы будем принимать решения при наличии разногласий?

• Хочу ли я оставаться членом этой команды?

Опытный капитан, помогая команде успешно решать споры, сводит время течения этой фазы до минимума. Поэтому так тщательно при подборе команды капитан запрашивает у брокера не только профессиональные критерии будущего члена, Но и его психологический портрет.

После фазы  самоутверждения, капитан выводит команду на следующий уровень сплочения.

 В действительности большинство команд в бизнесе редко продвигается дальше стадии бурления. И лишь немногие доходят до третьей фазы сплочения. Функционируя на стадии скрытого «бурления» команды могут быть эффективны  за счет внутренней конкуренции. Но они никогда не смогут достичь знаменитой формулы синергии, где 1+1=3 . На море без этого шторм не пережить.

Важно ли это в бизнесе? Как говорится «It depends...». Высока ли конкуренция в вашем сегменте,  находится ли бизнес в стадии роста и развития, а может и так все хорошо, что и на три-пять лет вперед и заглядывать не хочется…

В компании, особенно на ее ранних стадиях развития - от стадий вынашивания идеи и до обретения устойчивости на рынке - одной из основ успеха будет авторитет и личность ее лидера-основателя. Он управляет своим штабом, все завязывая на себе, лично контролируя свой бизнес. В этот период команды пока нет, есть отдельные сотрудники. Часто встречается ситуация, когда лидер вдохновленный своей идеей – целью, готов работать по 12-18 часов в сутки…и работает, ожидая такой же отдачи от других.

« Нанял за хорошие деньги человека -  рассчитываешь на отдачу, а нет, работает без задора, мог бы больше…» - говорит мой клиент, управляющий в крупной российской компании. И он абсолютно прав! Мог бы, как показывают исследования, как минимум еще на 47-56% больший финансовый результат принести, при той же зарплате и материальных ресурсах, только за счет своей вовлеченности в процесс. В чем тут дело, что им еще надо?  Спрашиваю у директора: «Уверенны ли вы, что покупая руки,  вы зажгли в нем тот же огонь, что горит у вас? Что цель, ради которой вы работаете, я имею ввиду, цель помимо денег, ясна, близка и понятна вашему сотруднику? Каждый член  команды нашел в ней отражение хотя бы части своей личной цели?»  Деньги нужны и важны, и все же! Каждый участник команды имеет не одну, а четыре базовых потребности – жить, развиваться, любить и создавать наследие. Деньги удовлетворяют первую – чтобы жить. Вот поэтому то сердце и не зажглось, задор, глубинная мотивация отсутствуют. Искусство вовлекать в процесс достижения цели, раскрывать потенциал– этому можно научится. Но прежде проверьте, что вас увлекает? Какая цель наполняет вашу жизнь смыслом? Когда  вокруг вас, капитан, собиралась команда?

С ростом бизнеса, когда у собственника, стоящего у руля,  растет необходимость контролировать все большее число единиц информации, успеть дать все необходимые указания и проконтролировать их исполнение самому становится просто невозможно, а порой и опасно для здоровья – нельзя же работать по 25 часов в сутки! Капитан для эффективного управления и развития бизнеса вынужден делегировать управленческие полномочия. Вот тогда уже не обойтись без команды профессиональных менеджеров, активно развивающих бизнес. Но подготовлены ли к такой работе менеджеры? Осознают ли они свои роли и ответственность? Стали ли они командой?

«Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука». На что обращают внимание первые лица компании: на отсутствие согласованности в работе, когда инициативные менеджеры становятся «группой управленцев», действующих вразнобой. «Я постоянно должен вмешиваться и  координировать их действия». «Они действуют по принципу: кто кого перекричит, кто кого пересидит, кто кого перемолчит! Нужные для развития  бизнеса решения буксуют!» Судно буквально кидает из стороны в сторону.  Когда без участия собственника-первого лица невозможно наладить ни согласованные продажи, ни исполнение ключевых проектов – это беда. Не говоря о том, что так хочется спокойно съездить, отдохнуть и знать, что в ваше отсутствие будут приняты согласованные и взвешенные решения.

Все капитаны и их команды проходят естественные этапы формирования, но с разной скоростью и результатом. А в бизнесе это сказывается на экономических результатах. Так менеджеры часто не осознают, насколько глубоко «климат» команды может влиять на финансовые результаты. Он может обуславливать почти третью часть доходов (исследования  Hay/McBer).

Как не упустить ту прибыль и те возможности, которые уже потенциально есть, но используются не в полной мере? Рекомендую пройти Team-building на яхте, в морской стихии. «Институт лидерства и коучинга», предлагая эту форму тренинга для команды, учитывает лучшие мировые практики в области T&D. Программа развития лидерства и сплоченности команды на яхте, в море куда более эффективна, чем в офисе. Сотрудники изучают законы жизни команды не из теории – все на практике! Все обязанности расписываются и неукоснительно выполняются - по-другому нельзя, от каждого зависит жизнеобеспечение судна. Неразрывную взаимосвязь личных обязанностей каждый видит и ощущает ежеминутно, в любое время суток.  Все члены команды подчиняются капитану, получая на борту обучение, включающее в себя сертификацию матроса. Дело это интересное и позволяет в процессе учебы увеличить сплоченность коллектива и взглянуть друг на друга в совершенно других условиях, далеких от офисной обстановки. Командная работа, над реальным проектом или задачей бизнеса, благодаря коучингу и непрерывной обратной связи от окружающей среды, проходит как никогда эффективно и результативно. Участники получают совместный опыт работы в единой команде. Это дает сотрудникам на борту ощущение ответственности, поднимает самооценку, лояльность и укрепляет командный дух.  На одном дыхании, как в песне: «То тот, кто не струсит, И весел не бросит - тот землю свою найдет!».