Размышления о бизнес-образовании В.А. Первушина
2019-12-27Завершились мои лекционные труды в этом году. Постоянно читаю курсы «Управление проектами», «Управление инновационными проектами», «Проектное управление инновационно-ориентированной компанией» в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (факультет «Высшая школа корпоративного управления»), в МГУ им. Ломоносова (магистратура экономического факультета и Высшая школа управления и инноваций МГУ), в Московском государственном строительном университете.
Отдельные лекции проводились в других вузах. Я насчитал около 15 вузов, в которых все годы проводил одно или несколько занятий: Финансовая академия при Правительстве России, МИПК Атомэнерго, ИПК МАШПРИБОР Роскосмоса, НОУ «Институт «Верхневолжье», МГТУ им. Н.Э. Баумана, Томский государственный университет, Иркутский государственный технический университет, Астраханский государственный университет, Казанский государственный университет, Сибирский федеральный университет, Уфимский Государственный авиационный технический университет, Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауэзова, Костромской Институт дополнительного профессионального образования, Высшая школа экономики, Российский Университет дружбы нардов.
В этом году обучение было весьма напряженным (около двадцати потоков). Это были слушатели различных программ: магистратура, мастер бизнес-администрирования (МБА), повышение квалификации, программы переподготовки, президентская программа. По составу и уровню квалификации тоже полный спектр: магистры, руководители компаний (топ-менеджеры), бизнесмены. В МИФИ по программе переподготовки от МГУ обучались семь проректоров, четыре директора институтов, деканы факультетов. На другом потоку ВШУИ обучалась группа: 3 проректора, 2 декана, руководители структурных подразделений Подмосковного Государственного гуманитарно-технологического университета.
Хочу поделиться некоторыми размышлениями по поводу вариантов бизнес-образования.
Думаю, бизнес-образование большинства (если не всех) вузов находится в одинаковом положении. Многие слушатели заинтересованы не в знаниях, а в получении диплома. Этому потакают руководители бизнес-школ. Типичный пример. В одном из вузов несколько слушателей не ходили на мои лекции (ни одного посещения), не выполнили дополнительное задание и, все равно, руководители программы попросили поставить этим слушателям зачет, иначе они уйдут и школа потеряет деньги. Получается, можно не ходить на занятия, ничего не делать, а диплом будет в любом случае. Фактически, это означает покупку диплома. Еще пример. На экзамене в одной из магистратур ко мне подходит студент, который не посетил ни одного занятия, заявляет: «Я успешный бизнесмен, поставьте мне отлично». Я отвечаю: «За бизнес ставлю отлично, по моему курсу – кол!».
Конечно, есть и другие слушатели, которые стремятся научиться, но в общей массе стремящихся всего лишь получить диплом, они тоже недополучают знаний в том объеме и качестве, какого им хотелось бы.
Вот на этом фоне я давно размышлял над тем, как повысить качество бизнес-образования. Конечно, отдушину дают семинары в коммерческих компаниях, когда и руководители компании, и сотрудники заинтересованы в качественных знаниях.
Так как конкуренция среди бизнес-школ чрезвычайно высока, выдержать конкуренцию можно только предоставив тот вариант обучения, который будет качественно отличаться от существующих.
Меня давно озаботила идея создания ЦУП – Центра управления проектами, в котором методом погружения в течение 5-7 дней можно было бы обучать топ-менеджеров управлению проектами. Все курсы должны быть посвящены ТОЛЬКО управленческим задачам. Никакой макро и микроэкономики – этому можно обучиться в других бизнес-школах. Все курсы привязаны к этапам жизненного цикла некой компании (обучение на основе Базового проекта, о котором я писал ранее). Т.е. слушатели обучаются решать конкретные кейсы (я насчитал их около 115), начиная от задачи создания юридического лица и заканчивая задачами формирования стратегии развития компании и повышения ее эффективности. Каждый слушатель должен разработать и защитить обоснование своего проекта.
На это время слушатели селятся в одном месте (загородная база), отключают телефоны и другие средства связи. Они полностью нацелены на решение управленческих задач. В процессе обучения они проходят жесткое тестирование для того, чтобы набрать необходимые баллы и получить сертификат. Те, кто не набрал эти баллы, получают не сертификат об обучении, а справку, которая позволяет пройти обучение снова с существенной скидкой.
Нечто подобное в урезанном виде я в течение нескольких лет реализовывал для одной из структур Газпрома. За 5 дней слушатели изучали краткую теорию и разрабатывали план своего проекта, существенно улучшали свои управленческие знания и навыки, чего не получалось в других способах обучения.
Необходим не только тщательный отбор преподавателей, но и их желание адаптировать свои курсы к требованиям проекта. Все кейсы должны быть построены на проектной основе, с использованием инструментов УП. Здесь можно столкнуться с сопротивлением многих преподавателей, не желающих изменять привычный вариант работы. Я пробовал внедрить обучение на основе Базового проекта на одном из факультетов РАНХиГС. Декан факультета сначала загорелся этой идеей, 3 или 4 преподавателя тоже заинтересовались и начали адаптировать свои кейсы, но остальные, по разным причинам, встали в оппозицию к этому проекту. Оказывается, не все понимают, что подобный проект относится к классу консалтинговых, требует достаточно больших усилий и от руководства тоже. В итоге я пришел к выводу о том, что внедрять подобный проект в устоявшейся образовательной среде малореально.
Очень важно завлекать слушателей игровыми элементами – погрузить их в сказку. Реклама могла бы быть наподобие той, что описана в моей книге «Неделя начинается в субботу. Сказка для менеджеров младшего возраста». Ниже привожу цитату из книги.
Такое обучение должно стоить достаточно дорого, чтобы слушатели осознанно шли на эти траты, а преподавателям, которых надо отбирать очень тщательно, можно было бы хорошо платить. Тем более, что преподаватели должны предварительно провести достаточно большую работу по встраиванию в проект.
Я когда-то опрашивал потенциальных участников, готовы ли они заплатить за такое обучение 100-120 тысяч и многие отвечали положительно.
Таким образом, конкурентные преимущества данного формата обучения могут быть следующими:
- Целостная программа обучения преимущественно в виде тренинга, в котором все кейсы увязаны в единую систему и охватывают основные задачи, возникающие в процессе функционирования компании.
- Ориентация на топ-менеджеров, которым не очень удобно обучаться вместе с другими слушателями.
- Обучение методом погружения с изоляцией от средств связи.
- Мощная реклама на основе возможностей телекоммуникационной компании.
- Жесткая ориентация не на получение диплома или сертификата, а на получение знаний и навыков проектного управления.
- Принципиальное отличие от других бизнес-школ как содержанием программы обучения, так и формой подачи материала.
- Наличие в конце обучения готового обоснования своего реального проекта.
Все сказанное выше не исключает вариантов обучения в рамках какой-либо программы подготовки управленческих кадров или МВА. Но предлагаемый вариант позиционируется как следующий, более высокий и качественный уровень обучения проектному управлению.
Я не очень активно ищу место для реализации данного проекта. Есть много других дел и, в частности, написание продолжения книги «Неделя начинается в субботу. Сказка для менеджеров младшего возраста». Эта часть будет посвящена внедрению проектного управления. Но где-то рано или поздно надеюсь это реализовать. В некоторых компаниях вполне созрели условия для такого проекта.
В. Первушин
Иван Ефремов. Из личной переписки
«То же самое можно сказать про школы, в большинстве своем производящих чёрствых и костных выпускников, начисто лишённых любопытства, чего не было ещё 20 лет назад. Школьные программы погрязают в деталях, вместо того, чтобы создавать систему представления об окружающем мире, в результате успешные ученики – «зубрилы», начисто лишённые творческого мышления. Они попадают в ВУЗ, а потом приходят на предприятия, в КБ, НИИ, начисто лишённые целостного представления об устройстве мира».
Из книги В. А. Первушина «Неделя начинается в субботу. Сказка для менеджеров младшего возраста»
Организация обучения в ПроЛаге (Проектный лагерь)
Обучай только того, кто способен,
узнав про один угол квадрата,
представить себе остальные три
(Конфуций)
На второй день была запланирована встреча в Центре Управления Проектами (ЦУП) – специально созданной в ПроЛаге структуры, в которой методом погружения обучались наиболее продвинутые манагеры.
На эту встречу были приглашены и молодые участники экспедиции – ее руководители весьма последовательно приобщали молодежь к новинкам науки и управления.
Когда группа Группа Управленческого Проектного и Административного Консалтинга (ГУПАК) подошла к отдельно стоящему зданию, им сразу бросился в глаза красочный биллборд, который зазывал манагеров в Центр Управления Проектами. На нем было написано:
ЦУП приглашает в полет
Если у вас сложилось мнение, что вам предстоит участвовать в космическом полете, то вы ошибаетесь. ЦУП – это не Центр Управления Полетами, а Центр Управления Проектами, который находится на территории нашего ПроЛага. Но мы действительно приглашаем вас в полет на загадочную планету Менеджмент, находящуюся за гранью понимания обычного Манагера. Достигнувшие этой планеты попадают на Клондайк – планета кишмя кишит работодателями, ищущими тот нечасто встречающийся тип Менеджера, который способен быстро и эффективно реализовывать проекты самой разной направленности. Вы сможете и сами в управленческих джунглях планеты начать охоту на работодателей, сможете поймать миг удачи. Удачливые охотники получают приз – высокооплачиваемую работу, а лучшие охотники могут выиграть главный приз – стать Топ-Манагерами!
В полет вас поведут опытные пилоты и штурманы, имеющие большое количество «налетов» в реальных проектах, а суровый и мудрый Капитан умело руководит командой и предвидит все угрозы.
Какова же длительность полета? Опытные капитаны утверждают, что полет к планете Менеджмент длится всю жизнь. Но зато его можно разбить на этапы, каждый из которых заканчивается достижением одного из островов планеты Менеджмент. Длительность первого полета всего 6 дней. Для того, чтобы в полете вам не было скучно, экипаж приготовил разнообразную программу.
Олимпийские менеджерские игры с выбыванием позволят определить лучшего Менеджера корабля. Участие в соревнованиях по круговой системе позволит вам набрать очки, необходимые для получения сертификата менеджерской годности. В рамках важной полетной процедуры командообразования вы сможете отточить свои коммуникационные навыки. Вас смогут оценить коллеги по полету – каждый участник получит персональное звание, характеризующее его ключевую компетенцию.
Полет не обещает быть спокойным. Маршрут изобилует рисками – вам постоянно будут мешать космические ветры политических перемен, валютные риски, срывы поставок продукции, недостаточно квалифицированный персонал. На пути к желанной цели вас ждут жестокие испытания. Вы будете обязаны в них участвовать, иначе строгая комиссия не разрешит вам высадку на коварную планету, полную всяческих рисков. В процессе полета вы будете проходить тестирование с целью определения вашей пригодности к обитанию на этой планете.
Испытания обеспечивают дополнительные возможности узнать больше об управлении проектами, командой проекта, действиях и ролях. Как со многими организационными действиями, управление проектами, особенно сложными, изучается наиболее реалистично, когда слушатель подвергается испытаниям. На вас будут проверены различные способы разрешения конфликтов, организации свободного творческого мышления и увеличения синергии команды.
Экипаж корабля постарается подготовить вас к этим неожиданностям, обучая приемам управления проектами в конкретной ситуации. Тем не менее, вам придется приложить максимум усилий для того, чтобы преодолеть высокий барьер подготовки профессионального Манагера перед высадкой на желанную планету.
Вам всем будет дана возможность порулить космическим кораблем, руководя и участвуя в конкретных деловых ситуациях. И все время наш экипаж будет стоять на страже вашей безопасности, включая корректирующие усилия в случае значительного отклонения от базовой траектории.
Цена билета на первый полет представляется совершенно смешной по сравнению с той добычей, что ожидает вас на планете Менеджмент.
Что мы обещаем – долетят все! Но на планету Менеджмент высадятся самые подготовленные
Встречавший их перед входом в ЦУП его Директор сказал:
– Мы сразу настраиваем слушателей на весьма жесткое обучение – процент тех, кто не проходит с первого раза тестирование, высок. Но мы даем возможность попробовать еще несколько раз – те, кто не прошел с первого раза, могут повторить испытания и им на это дается значительная скидка. Несмотря на достаточно высокую стоимость обучения, от желающих пройти его нет отбоя. Многие продвинутые Руководители направляют сюда своих сотрудников, оплачивая им обучение, так как видят высокую эффективность такого обучения.