Новости компании
Все новости

   
Главная  >  Пресс-центр  >  Наши публикации  >  Системный подход к формированию программы МВА 

Системный подход к формированию программы МВА

2015-04-10



Первушин В.А.
Генеральный
директор ЗАО ТСМ

Доцент Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС
при Президенте Российской Федерации


Кандидат технических наук 

    Автор много лет читает курс по управлению проектами для слушателей программ МВА в ведущих вузах Москвы. Поневоле пришлось знакомиться с содержанием лекций других преподавателей и программами обучения МВА в целом. Обращает на себя внимание тот факт, что обучение по таким программам представляет собой совокупность отдельных курсов, выбранных в соответствии с установленными вузом или профстандартами правилами. Неоднократно приходилось выслушивать сетования студентов на многочисленные повторы в подобных программах. Так, например, по утверждению слушателей, пять или шесть преподавателей рассказывали им про SWOT- анализ. Бывало, использовались даже похожие кейсы. То же самое происходило и с другими инструментами. 

    Преподаватели формируют содержание курсов в соответствии со своим видением. Их кейсы совершенно не связаны друг с другом, что не позволяет слушателям увязать изучаемые дисциплины между собой. Часто приводятся примеры, почерпнутые в литературе или из практики обучения иностранных преподавателей.  

    Винить преподавателей в такой ситуации сложно, поскольку состыковать между собой содержание различных курсов очень непросто. В итоге читаемые курсы слабо нацелены на решение конкретных задач, а тем более – на реализацию проектов, поскольку каждый реальный проект требует комплексного использования знаний, полученных в рамках разных курсов. Слушатели не умеют применять полученные знания для решения задач. При столкновении с проблемами в реальном проекте слушателям не всегда удается использовать для его реализации приемы из других дисциплин. А почти кажддая проблема многогранна, не ограничена рамками какой-либо одной дисциплины.  Например, в рамках моего курса я предлагаю слушателям кейсы, ориентированные на использование инструментов проектного управления в различных задачах, относящихся к сфере деятельности практически любой компании. Вот некоторые кейсы:        

  • Подготовка предложения по проведению маркетингового исследования инновационной продукции.
  • Разработка плана организации производства инновационной продукции.
  • Подготовка предложения по проведению полной диагностики предприятия.
  • Выдвижение новых идей реализации инновационного проекта.
  • Поиск перспективных путей развития компании.
  • Разработка мер по существенному увеличению объема производства предприятия с использованием проектного подхода.  
  • Разработка Программы инновационного развития компании.·
  • Разработка национальной (региональной) Программы развития с использованием методов проектного управления.
  •     Очевидно, что для их решения необходимо использовать инструменты управления из самых разных дисциплин, изучаемых по программе МВА. Но этого, как правило, не происходит. Слушатели не всегда способны применить знания, полученные в одном курсе, в кейсах другого курса. Видимо, читаемые дисциплины сильно изолированы, даже если они относятся к одному блоку, например, дисциплины из финансового или маркетингового блоков. 

        В этой связи возникла мысль привязать изучаемые курсы к единой основе. Предлагается следующее решение. Все основные кейсы из различных курсов, связанные с управлением компанией (а это триада: маркетинг, управление, финансы), привязаны к единому, общему для всех курсов Базовому проекту. В качестве такой основы (Базового проекта) выбран жизненный цикл инновационной компании, начиная от замысла проекта (когда существует всего лишь идея), выбора организационно-правовой формы и заканчивая задачами повышения эффективности функционирования компании. Для каждого этапа формируются задачи, для решения которых необходимо использовать различные инструменты, изучаемые в рамках программы МВА. К этим задачам привязываются курсы лекций преподавателей. Преподаватели адаптируют часть своих курсов и примеров таким образом, чтобы слушатель мог использовать полученные знания на данном этапе проекта для решения конкретных задач. В этом случае кейсы преподаваемых дисциплин ориентированы на задачи единого Базового проекта и позволяют слушателю целенаправленно использовать различные инструменты для реализации проекта.

        Смысл всего этого заключается в том, чтобы преподаватели давали кейсы не на каких-то абстрактных примерах, тем более, иностранных, а решали вместе со слушателями какую-то конкретную задачу из базового проекта. Например, на прединвестиционном этапе необходимо исследовать рынок. Преподаватель дает теорию, а затем вместе со слушателями проводит оценку рынка (конечно, материалы для этого должны быть подготовлены заранее). Результат - оценка спроса, рекомендуемый объем выпуска данной продукции и т.п. Следующий преподаватель, который, например, обучает проведению экономической оценки проекта, будет в качестве входной информации использовать полученные значения объема выпуска продукции и т.д.  Появляется возможность для конкретной задачи применять инструменты управления из разных курсов. Например, для проведения маркетингового исследования использовать методы управления проектами.

        Таким образом, от задачи к задаче, от темы к теме у слушателя будет формироваться понимание того, как использовать набор инструментов управления в конкретном проекте, причем на каждом этапе будут использоваться наиболее подходяшие для данной задачи  инструменты. Таким образом, формируется умение решать задачи в комплексе, с учетом противоречий и наличия альтернатив, т.е. то, что называется интеграционным подходом. 

    Описание модели (Базовый проект), которая должна использоваться в каждом кейсе

        Одним  из ведущих ученых российского  научного центра была разработана технология производства батарей нового типа. Эти батареи, по словам разработчика, имеют ряд конкурентных технологических, эксплуатационных, экономических преимуществ (большая емкость, надежность, меньшая стоимость). Ученый хочет найти инвестора и организовать производство батарей. Однако, автор разработки совершенно не знает, как создать компанию, в какой организационно-правовой форме, как исследовать рынок и т.п. Задача курса обучения на основе Базового проекта – дать автору разработки конкретные рекомендации и шаблоны по решению возникающих

    проблем.

        Жизненный цикл компании в рамках Базового проекта содержит следующие фазы:

    1. Предпроектная фаза – подготовительная.


    2. Прединвестиционная фаза – подготовка бизнес плана. После реализации прединвестиционной фазы, в случае положительного результата, планируется приступить к организации производства (Инвестиционная фаза). Продолжительность 6 месяцев. 

    3. Инвестиционная фаза. Продолжительность 24 месяца. 

    4. Фаза вывода завода на полную мощность. Проводится обучение персонала, отлаживаются бизнес-процессы, формируется сбыт. Продолжительность 12 месяцев. 

    5. Фаза развития компании. Планируется расширить производство, повысить эффективность функционирования компании. Продолжительность фазы 18 месяцев.

        Между фазами №№ 4 и 5 промежуток составляет 5-7 лет. К началу фазы №5 компания успешно работает на рынке, но возникла необходимость дальнейшего роста, корректировки стратегии, в поиске новых путей развития компании. Часть собственников решила создать собственный бизнес. Они хотят выделить из компании свою долю и выйти на рынок  с новой продукцией.

        Задачи и кейсы каждого этапа жизненного цикла компании приведен ниже.

    Задачи и кейсы прединвестиционной фазы (фрагмент): ·        
    Провести сравнение технико-экономических характеристик продукции с существующими аналогами.·        
    Провести изучение рынка батарей нового типа.·        
    Изучить потребности в производственных мощностях. ·        
    Провести предварительную оценку размера инвестиций.·        
    Провести анализ патентной чистоты и патентоспособности.·        
    Описать порядок внесения ИС в уставной капитал новой компании. ·        
    Дать оценку преимуществ и недостатков возможных организационно-правовых форм реализации бизнеса.·        
    ……………… 

    Задачи и кейсы инвестиционной фазы (фрагмент):·        
    Определить формы и размер финансирования. ·        
    Выбрать организационно-правовую форму.·        
    Разработать концепцию охраны прав автора.·        
    ……………… 

    Задачи и кейсы фазы вывода завода на полную мощность (фрагмент):·        
    Разработать концепцию реинжиниринга. ·        
    Сформировать отдельные бизнес-процессы в компании.  ·        
    Организовать бухучет.·        
    Разработать систему мотивации.·        
    ………….. 

    Задачи и кейсы фазы развития компании (фрагмент):  ·        
    Разработать систему сбалансированных показателей компании. ·        
    Сформировать эффективный портфель проектов. ·        
    Разработать план проведения выставки. ·        
    Провести поиск новых направлений деятельности предприятия.·        
    ……………… 

       Таким образом, кейсы большинства прикладных курсов, изучаемых в рамках программы МВА, будут привязаны к  Базовому проекту, что позволит придать программе обучения целостность и ориентацию на практическую пользу. Надо сказать, что слушатели с большим интересом восприняли даже элементы представленной технологии обучения, так как это позволило, по выражению одного из них, «упорядочить знания и привязать их к конкретным задачам компании». 

        Некоторые фазы Базового жизненного цикла были отлажены в реальной практике компаний при внедрении проектного управления. Особо хочу отметить холдинг «Зеленые листья» (Владивосток), Технопарк Иркутского государственного технологического университета, телекоммуникационную компанию «Е-Лайт-Телеком» (Кемерово). Руководители этих компаний самое пристальное внимание уделяют начальной фазе реализации каждого проекта, когда многое еще неясно, существует только слабо оформленная идея проекта. 

       Элементы технологии обучения на основе Базового проекта были опробованы в рамках курса «Управление инновационными проектами», который в течение нескольких лет я читал по программе «Инновационный и технологический менеджмент» на Факультете инновационно-технологического бизнеса Российской Академии народно хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, в магистратуре экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, семинарах для бизнес-элит регионов.

       В настоящее время автор ищет площадку (учебный центр, ВУЗ, Корпоративный университет), на которой можно осуществить дальнейшее развитие этого инструмента.