Организация маркетинговых исследований
В компании ТСМ разработана методика организации маркетинговых исследований с использованием методов проектного управления. Структура отчета по маркетинговым исследованиям представлена в виде стандартного шаблона, который, в необходимых случаях, может лишь корректироваться с учетом конкретики.
Работа по выполнению маркетингового исследования осуществляется максимально технологично, на основе разработанного бизнес-процесса, который поддерживается системой контроля и мониторинга.
Система контроля и мониторинга обеспечивает поддержку заданного порядка выполнения проекта, распределение ресурсов в соответствии с планом проекта.
В качестве примера ниже приведен шаблон структуры маркетингового исследования. Из него следует, что этот шаблон может использоваться для широкого спектра инновационной продукции.
Введение
1. Современное состояние российского рынка продукции:
1.1. Основные виды продукции,присутствующие на рынке
1.2. Преимущества исследуемой продукции
1.3. Состояние и тенденции развития рынка
1.4. Объем и динамика производства
1.5. Структура и сегментация рынка продукции:
- по видам продукции;
- по техническому решению;
- по назначению;
- географическая;
- количественная;
- качественная;
- экспортно-импортная и т. д.;
1.6. Конкурентная обстановка
1.7. Оценка текущей и потенциальной емкости рынка
1.8. Степень монополизации рынка
1.9. Динамика соотношения отечественной и зарубежной продукции и т. д.
2. Субъекты рыночных отношений
2.1. Производство продукции
2.1.1. Российское производство
2.1.1.1. Анализ российского производства продукции:
- сегментация производителей;
- оценка объемов производств;
- динамика производства.
2.1.1.2. Ведущие российские производители продукции
- общие сведения о предприятиях;
- ассортимент выпускаемой продукции;
- основные характеристики продукции;
- оценка имеющихся мощностей;
- оценка объемов производства;
- каналы сбыта продукции;
- текущие цены на продукцию.
2.1.2. Ведущие мировые производители продукции на российском рынке:
- общие сведения об импортерах;
- ассортимент продукции;
- оценка объемов импорта;
- текущие цены на продукцию.
2.1.3. Сравнительный анализ технических характеристик, качества и уровня цен импортной и российской продукции
2.2. Продажа продукции
2.2.1. Анализ товародвижения:
- формы и способы организации продаж продукции (каналы дистрибуции);
- способы организации рынка;
- факторы, влияющие на рынок.
2.2.2. Ведущие продавцы продукции:
- общие сведения о предприятиях;
- ассортимент продаваемой продукции;
- оценка объемов продаж;
- текущие цены на продукцию, динамика цен;
- существующие схемы поставок;
- рекламная политика, методы стимулирования сбыта и PR‑мероприятия.
2.3. Потребление продукции
2.3.1. Анализ потребительского рынка:
- сегментация отраслей-потребителей;
- потребности конечных покупателей;
- оценка объема потребления.
2.3.2. Ведущие отрасли – потребители продукции:
- структура потребления;
- характеристика потребительских предпочтений (включая схемы поставок);
- эластичность спроса;
- портрет существующих (потенциальных) потребителей продукции.
2.3.3. Ведущие предприятия – потребители продукции:
- краткое описание исследуемого потребителя;
- потребительские предпочтения;
- необходимая частота и объем покупок;
- наличие долгосрочных взаимоотношений между продавцами и покупателями.
3. Внешняя торговля продукцией
3.1. Импорт
3.1.1. Структура импорта:
- географическая;
- количественная (в натуральном и стоимостном выражении);
- по производителям;
- по характеристикам.
3.1.2. Рейтинг поставщиков (по странам и предприятиям)
3.1.3. Объемы и динамика импорта
3.2. Экспорт
3.2.1. Структура экспорта:
- географическая;
- количественная (в натуральном и стоимостном выражении);
- по производителям;
- по характеристикам.
3.2.2. Рейтинг стран-покупателей
3.2.3. Объемы и динамика экспорта
3.3. Анализ контрактных цен
4. Оценка рынков товаров-заменителей (аналогов)
5. Прогноз развития рынка
5.1. Новые и перспективные ниши
5.2. Перспективные виды продукции
6. Рекомендации по продвижению продукции на российском рынке
Заключение
Из всех работ проекта выделяются самые простые, не требующие высокой квалификации, их объем достигает 95 и более процентов. Остальные работы выполняются высококвалифицированным специалистом. Как правило, это прогноз развития рынков, рекомендации по продвижению продукции, заключение, требующие опыта, интуиции, видения проблемы в комплексе.
В различных городах России (Москва, Екатеринбург, Красноярск, Томск, Иркутск, Пермь и др.) на основе приведенного шаблона молодыми авторами инновационных проектов проводились исследования рынков различной продукции. Это позволило существенно поднять уровень маркетинговых исследований и подготовить более адекватные результаты.