Система коммерциализации технологий
Множество технологий, разрабатываемых в российских научных центрах, могут иметь коммерческий потенциал. Обычный подход заключается в том, что вся работа по продвижению технологии возлагается на ученого, который должен быть мастером на все руки: помимо науки, заниматься маркетингом, экономикой, управлением и т.п. Практика показала, что это чрезвычайно затратный и неэффективный подход. Необходимо освободить ученого от несвойственной ему деятельности, оставив за ним науку и часть работ по маркетингу, в основном, вспомогательного характера.
Из опыта известно, что лишь незначительная часть технологий доходит до рынка. Причин этому несколько: трудности в изучении рынка технологии, проблемы с охраной интеллектуальной собственностью, неразвитость российского рынка и инфраструктурных элементов, обеспечивающих подготовку технологий к рыночному использованию, завышенная самооценка авторов разработки и т.п. Это приводило к высоким издержкам, поскольку затраты приходилось переносить на все продвигаемые технологии, а доход приносили только несколько из них.
Еще одна серьезная трудность, которая мешает эффективному продвижению технологий – это отсутствие квалифицированных управленцев. Ученые, привлеченные к этой работе, большее внимание уделяют технической стороне в ущерб коммерческой. Со стороны специалистов не всем технологиям уделяется одинаковое внимание – приоритет часто отдается тем технологиям, которые удобнее конкретному специалисту. В итоге работа зачастую ведется неэффективно, со значительным превышением запланированных сроков, появлением неожиданных проблем. Причина этого кроется в устаревших подходах к организации инновационной деятельности.
Для обеспечения эффективной коммерциализации в компании ТСМ разработана такая структура управления коммерциализацией, в которой персонал встроен в своеобразный конвейер (бизнес-процесс), обеспечивающий качественное продвижение инновационного Продукта. Достигается это за счет организационных мер и важная роль в построении такой системы принадлежит методологии управления проектами.
В инновационной деятельности, как и в любой иной более 90% работы занимают простые рутинные операции: подготовка запроса, регистрация, заполнение и отправка анкет и различных паспортов, копирование материала, оформление рекламных листов и т.п. Эта рутинная и повторяющаяся деятельность описана и выделена в виде бизнес-процессов.
Основой разработанной технологии продвижения является разбиение сложного процесса на простые компоненты на основе проектного подхода и выстраивание своеобразного управленческого «конвейера». Это дает целый ряд эффектов: работа из процесса превращается в целенаправленное движение, снижаются требования к квалификации персонала, резко возрастает производительность труда, снижается количество ошибок.
Обеспечивается полный цикл работ: от отбора перспективных проектов до продажи лицензий на них, привлечения заказчиков и инвесторов, создания компании со всей внутренней структурой «под ключ» и мониторинга процесса развития и внесения необходимых корректировок. Для реализации такого подхода разработана эффективная организационная структура, система управления, сформирована служба маркетинга, система документооборота, детально описаны правила работы компании. Этот работающий по единым правилам конвейер обеспечивает минимизацию управленческих издержек и высокую эффективность конечного результата.
В этом случае появляется возможность получения предсказуемого результата, в меньшей степени зависящего от квалификации персонала. Обеспечивается четкий контроль состояния продвижения по каждой технологии или проекту. Появляется возможность учета расходов (финансовых и трудовых) на каждый проект, а эффективность каждого проекта измеряется и оценивается. Для того, чтобы устранить недостатки с организацией продвижения, все процессы коммерциализации технологий регламентированы с использованием инструментов процессного и проектного подходов.
Разработаны необходимые регламенты, которые обеспечивают первичный отбор технологии, подготовку паспорта технологии, представление автору стандартных вариантов участия сторон, подготовку рекламных материалов, концепции и плана продвижения, комплекта юридических документов и т.п. Шаблоны этих материалы разработаны и используются для организации процесса коммерциализации.
Процесс продвижения технологии (разработки) к покупателю проходит ряд этапов (процессов). На каждом этапе совершаются необходимые действия, готовятся документы, происходит передача (обмен) информации.
На рисунках 1 – 3 показана структура процессов коммерциализации технологий.
Рисунок 2
Рисунок 3
Особенности и преимущества системы коммерциализации технологий:
· Компоненты легко описать, а персонал легко обучить выполнению этих действий.
· Значительно повышается производительность и качество труда (в ряде случаев, в несколько раз).
· Понижаются требования к квалификации персонала: для простых операций не требуются специалисты высокой квалификации.
· Руководителю проекта делегируются все полномочия по использованию выделенных ресурсов, в том числе, связанные с набором персонала, что повышает эффективность их использования.
· Появляется возможность более объективной оценки вклада каждого сотрудника.
· Повышается статус имеющегося персонала.
· Существенно снижается себестоимость инновационной деятельности: работа поручается в соответствии с квалификацией сотрудника.
· Инновационная деятельность из разряда искусства переходит в разряд «ремесла», обучиться которому может широкий круг специалистов.
· Появляется возможность передавать готовые решения с учетом особенности конкретной инновационной компании.
Бизнес-процессы коммерциализации технологий Подробнее