Новости компании
Все новости

   
Главная  >  Услуги  >  Консультирование по организации инновационной деятельности  >  Система коммерциализации технологий  >  Бизнес-процесс коммерциализации технологий 

Бизнес-процесс коммерциализации технологий

Для системы коммерциализации технологий были сформированы бизнес-процессы, основные элементы которых приведены ниже. Кроме того, разработана система мониторинга и контроля, которая позволяет контролировать расходование трудовых и финансовых ресурсов на каждую технологию. Необычность этой системы заключается в том, что для формирования системы коммерциализации пришлось использовать методы как проектного, так и процессного подходов, поскольку по «конвейеру» передвигаются проекты-технологии. Такое совместное использование различных инструментов практически не отражено в литературе.  

1). Выявлены и описаны следующие основные процессы, необходимые для коммерциализации технологий:

·       Поступление технологии.

·       Сбор дополнительной информации.

·       Предварительная проработка возможности коммерциализации.

·       Согласование условий коммерциализации с автором.

·       Подписание юридических документов.

·       Подготовка технологии к коммерциализации.

·       Определение рыночной ниши.

·       Подготовка рекламных материалов.

·       Поиск покупателя технологии.

·       Переговоры с потенциальным покупателем.

·       Оформление продажи лицензии или коммерциализация в иной форме.

2). Определена последовательность бизнес-процессов продвижения Продукта (технологии) и их взаимосвязь.

3). Определены критерии и методы, необходимые для обеспечения качества управления этими процессами.

4). Обеспечено наличие ресурсов и информации, необходимых для поддержки хода реализации этих процессов и их мониторинга.

5). Подготовлены условия для наблюдения, измерения и осуществления анализа этих процессов.

6). Реализованы мероприятия, необходимые для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения этих процессов.

Для процесса коммерциализации технологий должны быть выделены и описаны следующие этапы (процессы) и подпроцессы:

1 этап. Получение и регистрация предложения по продвижению Продукта:

  • Регистрация технологии Реестре технологий
  • Размещение информации в Базе данных технологий
  • Предварительный отбор
  • Принятие решения об инициации проекта или отказе
  • Отправка письма-отказа (отсрочки выполнения), если не было принято решение об инициации проекта (не обязательное действие)
  • Размещение информации в реестре
  • Заполнение Паспорта проекта
  • 2 этап. Предварительная проработка Продукта:

  • Отправка Автору (Заявителю) письма с предложением продвижения технологии
  • Получение от автора запроса о  продвижении (официальное подтверждение намерения Заявителя о продвижении Продукта)
  • Отправка запроса (анкета) для получения дополнительной информации
  • Получение и обработка анкеты. Оформление Паспорта технологии
  • Конфиденциальная информация
  • Охрана интеллектуальной собственности
  • Определение коммерческого потенциала
  • Передача и автору и подписание Базовых условий выполнения работы по продвижению
  • Принятие решения о продвижении
  • 3 этап. Формирование Предмета продвижения:

  • Подготовка и подписание пакета юридических документов на продвижение
  • Расчет финансово-экономических показателей коммерческой эффективности применения (в отдельных случаях)
  • Разработка Концепции продвижения (стратегический план)
  • Принятие решения о продвижении
  • Разработка плана продвижения
  • Согласование плана продвижения с автором
  • Разработка Технико-коммерческого (инвестиционного) предложения (в отдельных случаях)
  • Подготовка рекламных материалов
  • 4 этап. Представление Продукта потенциальным потребителям:

  • Подготовка списка рассылки
  • Рассылка информации
  • Участие в выставках
  • Организация презентаций
  • Публикации в СМИ
  • 5 этап. Ответы на запросы потенциальных заказчиков:

  • Получение запросов потребителей Технологии
  • Предварительная проработка запроса:  

         - Передача запроса  автору (при необходимости)

         - Согласование с автором предложенных условий  коммерциализации технологии

         - Получение от автора дополнительной информации для Заказчика

        - Регистрация запроса и оформление паспорта работы (проекта) при проявлении реального интереса Заказчика

  • Подписание Протокола или других аналогичных документов
  • 6 этап.  Реализация Продукта:

  • Подготовка и подписание пакета юридических документов
  • Оформление и передача Технологии в коммерческое использование
  • Получение агентского вознаграждения
  • Для осуществления заданных действий на каждом из этапов разработано большое количество стандартных документов (шаблонов), среди которыйх:

  • Реестр технологий, разработок, продукции, инвестиционных проектов
  • Паспорт проекта 
  • Типовая форма Письма об отказе или отсрочке выполнения работы
  • Образец письма Заявителю
  • Письмо-заявка на продвижение технологии
  • Анкета технологии
  • Технический Паспорт технологии или проекта
  • Конфиденциальная информация
  • Решение об оформлении охранных документов
  • Базовые условия продвижения технологии или проекта
  • Финансово-экономические показатели Продукта
  • Концепция продвижения технологии на рынок
  • План продвижения продукта
  • Технико - коммерческое  (инвестиционное) предложение

  • Для того, чтобы процесс выполнялся качественно, необходимо на каждом этапе привлекать соответствующих специалистов, например, в сфере охраны интеллектуальной собственности. 

    Представление системы коммерциализации в виде процессов позволяет разбить сложную деятельность на достаточно простые компоненты и выстроить эти компоненты в виде заданной последовательности. Участники этого процесса вынуждены выполнять определенную последовательность действий в соответствии с заданными правилами.

    Таким образом, от процессного подхода используется технология описания процессов, показатели эффективности процессов, а от проектного – показатели эффективности процесса в целом, понятие обратной связи, подходы к системе мотивации. Менеджеры компании будут погружены в готовую среду, которая заставит их работать по единым правилам, обеспечит необходимые прозрачность и управляемость.