Бизнес-процесс коммерциализации технологий
Для системы коммерциализации технологий были сформированы бизнес-процессы, основные элементы которых приведены ниже. Кроме того, разработана система мониторинга и контроля, которая позволяет контролировать расходование трудовых и финансовых ресурсов на каждую технологию. Необычность этой системы заключается в том, что для формирования системы коммерциализации пришлось использовать методы как проектного, так и процессного подходов, поскольку по «конвейеру» передвигаются проекты-технологии. Такое совместное использование различных инструментов практически не отражено в литературе.
1). Выявлены и описаны следующие основные процессы, необходимые для коммерциализации технологий:
· Поступление технологии.
· Сбор дополнительной информации.
· Предварительная проработка возможности коммерциализации.
· Согласование условий коммерциализации с автором.
· Подписание юридических документов.
· Подготовка технологии к коммерциализации.
· Определение рыночной ниши.
· Подготовка рекламных материалов.
· Поиск покупателя технологии.
· Переговоры с потенциальным покупателем.
· Оформление продажи лицензии или коммерциализация в иной форме.
2). Определена последовательность бизнес-процессов продвижения Продукта (технологии) и их взаимосвязь.
3). Определены критерии и методы, необходимые для обеспечения качества управления этими процессами.
4). Обеспечено наличие ресурсов и информации, необходимых для поддержки хода реализации этих процессов и их мониторинга.
5). Подготовлены условия для наблюдения, измерения и осуществления анализа этих процессов.
6). Реализованы мероприятия, необходимые для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения этих процессов.
Для процесса коммерциализации технологий должны быть выделены и описаны следующие этапы (процессы) и подпроцессы:
1 этап. Получение и регистрация предложения по продвижению Продукта:
2 этап. Предварительная проработка Продукта:
3 этап. Формирование Предмета продвижения:
4 этап. Представление Продукта потенциальным потребителям:
5 этап. Ответы на запросы потенциальных заказчиков:
- Передача запроса автору (при необходимости)
- Согласование с автором предложенных условий коммерциализации технологии
- Получение от автора дополнительной информации для Заказчика
- Регистрация запроса и оформление паспорта работы (проекта) при проявлении реального интереса Заказчика
6 этап. Реализация Продукта:
Для осуществления заданных действий на каждом из этапов разработано большое количество стандартных документов (шаблонов), среди которыйх:
Для того, чтобы процесс выполнялся качественно, необходимо на каждом этапе привлекать соответствующих специалистов, например, в сфере охраны интеллектуальной собственности.
Представление системы коммерциализации в виде процессов позволяет разбить сложную деятельность на достаточно простые компоненты и выстроить эти компоненты в виде заданной последовательности. Участники этого процесса вынуждены выполнять определенную последовательность действий в соответствии с заданными правилами.
Таким образом, от процессного подхода используется технология описания процессов, показатели эффективности процессов, а от проектного – показатели эффективности процесса в целом, понятие обратной связи, подходы к системе мотивации. Менеджеры компании будут погружены в готовую среду, которая заставит их работать по единым правилам, обеспечит необходимые прозрачность и управляемость.