Новости компании
Все новости

   
Главная  >  Семинары  >  Бизнес-процессы в инновационной деятельности 

Бизнес-процессы в инновационной деятельности

Лектор - Первушин Владимир Анатольевич

Генеральный директор ЗАО ТЕХНОКОНСАЛТ-МЕНЕДЖМЕНТ

Заведующий кафедрой управления инновационными проектами

Российской Академии народного хозяйства и госслужбы

при Президенте Российской Федерации

кандидат технических наук 

Цель и задачи курса

Цель курса - обучение руководителей различного уровня основам использования инструментов процессного управления в инновационных проектах.

Курс посвящен важному разделу современной теории управления – бизнес-процессам. Описание деятельности компании через бизнес-процессы позволяет выявить «узкие места», провести оптимизацию работы компании.

Задача курса- обучить менеджеров основам теории бизнес-процессов и продемонстрировать практический опыт использования понятия бизнес-процессов в проектной деятельности. Сформировать навыки  использования инструментов процессного управления в инновационном проекте.

В процессе изучения материала слушатели получают теоретические знания и участвуют в деловой  игре по формированию бизнес-процесса продвижения технологий. Результатом обучения явится умение слушателя описать систему бизнес-процессов проекта.

Программа курса

3.1. Основные понятия бизнес-процессов

Базовые понятия современной теории моделирования бизнес-процессов. Классификация бизнес-процессов. Примеры бизнес-процессов инновационной компании. Основные шаги при внедрении процессного управления.

3.2. Модель бизнес-процесса

Модель процесса, владелец процесса, технология процесса, системы показателей процессов, управление процессом, ресурсы процесса.

3.3. Показатели качества процесса

Показатели процесса, продукта и удовлетворенности клиента процесса. Показатели затрат ресурсов, затраты на качество, эффективность использования ресурсов, функциональные показатели. Матрица поставщиков, входов, выходов и клиентов процесса. Матрица ответственности.

3.4. Примеры бизнес-процессов инновационной компании

Бизнес-процесс подготовки ответа на запрос Заказчика, общее описание основных этапов предконтрактных работ,  порядок подготовки ответа потенциальному Заказчику. Бизнес-процесс подготовки тендерной документации. Бизнес-процесс подготовки плана производства работ.

3.5. Деловые игры (кейсы).

Цель: освоение методов процессного управления при реализации инновационных проектов различного типа, выработка у слушателей умений и навыков формализации действий по решению управленческой задачи.

Описание конкретных ситуаций (кейсов):

Кейс №1. Разработка бизнес-процесса коммерциализации технологий

Компания занимается организацией  продвижения российских технологий на внешний и внутренний рынки. Авторы разработок (технологий) присылают в компанию описание своих технологий с просьбой помочь в их коммерциализации. Технологии описаны в произвольной форме, часто неясны суть технологии, рыночные преимущества и перспективы продвижения.

Задание слушателям: разработать бизнес-процесс коммерциализации технологий, т.е. последовательность действий, способных вывести технологию на рынок, перечислить процессы и подпроцессы, начиная от поступления заявки от автора до получения коммерческого результата.

Компания "Техноконсалт-Менеджмент" оказывает помощь в организации системы продвижения технологий. 

Подробнее см. Система коммерциализации технологий >>

Кейс №2. Разработка бизнес-процесса подготовки ответа на запрос потенциального заказчика

Одним из самых распространенных процессов в компании является подготовка ответа на запрос потенциального Заказчика. При этом возникает необходимость выполнить определенные действия: 
  • Проанализировать запрос потенциального Заказчика.
  • Детализовать и сформулировать проблему Заказчика.
  • Определить, какое направление деятельности компании сможет решить проблему потенциального Заказчика.
  • Сформулировать для потенциального Заказчика порядок (этапы) и общее направление решения проблемы.
  • Оценить в первом приближении, как и какими ресурсами (люди, финансы) мы будем решать проблему потенциального Заказчика.
  • Определить цену предложения и продолжительность выполнения работ.
  • Подготовить письменное предложение потенциальному Заказчику.
  • Персонал, готовящий ответ на запрос потенциального Заказчика, далеко не всегда имеет требуемую квалификацию, что является одним  из источников возникновения ошибок. Очень часто  персонал имеет невысокую грамотность, в письме появляется много орфографических ошибок. Еще одна причина возникновения сбоев – нечетко распределенная ответственность.

    В итоге ответ, который подготовил сотрудник, требует тщательной проверки и контроля, что отнимает много дополнительного времени и ресурсов.

    Для того чтобы избежать перечисленных проблем, необходимо разработать бизнес-процесс подготовки ответа на запрос потенциального Заказчика, в котором последовательно описаны шаги по подготовке ответа и приведены стандартные документы (шаблоны), использование которых существенно снижает риски сбоев. В этом случае работа сотрудника упрощается, большинство действий описано и регламентировано, персонифицирована ответственность.

    Использование шаблонов  позволяет избежать множества ошибок и уверенно делегировать полномочия, поскольку действия менеджера становятся более предсказуемыми.

    Задание слушателям: подготовить предложение на запрос  потенциального Заказчика, которое бы побудило его принять решение о выборе компании в качестве Подрядчика.

    Кейс №3. Разработка бизнес-процесса подготовки тендерной документации

    Подготовка предложения к тендеру инициируется руководителем компании, принявшим решение об участии компании в тендере. Необходимо выполнить подготовительные работы и подать вовремя предложение. На этом этапе очень часто получается, что или заявка приходит с опозданием, что автоматически вычёркивает компанию из числа участников. Или же обоснование проекта не соответствует будущему объёму работ. Это приводит к тому, что когда тендер всё-таки выигрывается, средств, выделенных на эту работу, оказывается недостаточно. В итоге компания выполняет работу с минимальной рентабельностью или с убытками.

    Задание слушателям: описать бизнес-процесс подготовки тендерной документации.

    При подготовке описания процессов подготовки тендерной документации в качестве первого шага необходимо перечислить основные процессы  и подпроцессы. В качестве основы для подготовки перечня можно использовать опыт слушателей, участвующих в подготовке тендерной документации в компании, в которой они работают.

    Разработка предложения для участия в тендере должна учитывать конкретные обстоятельства, например, удалённость объекта от транспортных артерий, от инфраструктуры или, например, наличие каких-то мешающих факторов. Следовательно, необходимо описать соответствующие процессы.

    Кейс 4. Разработка бизнес-процесса подготовки обоснования инновационного проекта

    Работы, связанные с предварительной проработкой и решением задач подготовки к реализации проекта, как правило, объединяют в первый этап по проекту. Это этап подготовки обоснования проекта или коммерческого предложения. Обоснование проекта может готовиться в разной форме в зависимости от назначения. Для инвестиционного проекта обоснование может быть в виде бизнес-плана или ТЭО. В ответ на запрос заказчика обоснование может готовиться в виде технико-коммерческого предложения.

    Обоснование проекта – это документ, формально подтверждающий обоснованность проекта по срокам, затратам, работам. Обоснование проекта проводится с целью выбора путей реализации проекта и предназначено для определения подцелей проекта, выявления объема задач, выбора наиболее целесообразных методов и способов их решения, привлекаемых человеческих ресурсов и технических средств, сроков и условий финансирования. Строго говоря, подготовка обоснования является одним из этапов проекта, но в силу особенностей этого этапа рассмотрим его отдельно.

    Бизнес-процесс подготовки обоснования проекта, описанный разными специалистами, может значительно отличаться. Однако основные процессы должны присутствовать в любом случае.

    Задание команде: описать основные процессы и заполнить матрицу поставщиков, входов, выходов и клиентов процесса. Наибольшее внимание уделить описанию основных процессов, определяющих основные работы, ее стоимость, продолжительность, персонал. Для приведенных процессов описать показатели процесса, продукта и удовлетворенности потребителя.

    Цель, которую необходимо достигнуть - сформировать навыки  использования инструментов процессного управления при подготовке обоснования инновационного проекта.

    Предполагаемые результаты обучения:

    1. Сформированные у слушателей современные представления о теории бизнес-процессов и использовании их в проектной деятельности.

    2. Ознакомление слушателей с содержанием понятия «оптимизация бизнес-процессов инновационного проекта».

    3. Освоение основных технологий представления инновационного проекта в виде совокупности процессов с помощью кейса и самостоятельных упражнений.