Обучение на основе базового проекта
1. Концепция программы обучения на основе Базового проектаОбучение по программе МВА представляет собой совокупность отдельных курсов, выбранных в соответствии со Стандартом обучения, которые никак не связаны между собой. Каждый преподаватель читает курс в соответствии со своим видением.
Кейсы, приводимые преподавателями, не всегда основаны на реальных проектах и, как правило, совершенно не связаны друг с другом, что не позволяет слушателям увязать изучаемые дисциплины между собой. Часто приводятся примеры, почерпнутые в литературе или из практики обучения иностранных преподавателей.
В итоге читаемые курсы совершенно разрознены, обезличены, слабо нацелены на решение конкретных задач, а тем более – на реализацию проектов, поскольку каждый реальный проект требует комплексного использования знаний, полученный в рамках разных курсов. Слушатели не умеют применять полученные знания для решения задач. При столкновении с проблемами в реальном проекте слушателям не всегда удается использовать для его реализации приемы из других дисциплин.
В этой связи чрезвычайно важно привязать изучаемые курсы к единому (базовому) проекту. В качестве такого проекта выбран инновационный инвестиционный проект создания производства на основе батарей нового типа. Для этого проекта разрабатываются кейсы, охватывающие практически весь жизненный цикл компании, в рамках которого необходимо решать множество задач, начиная от замысла проекта (когда существует всего лишь идея), выбора организационно-правовой формы и заканчивая задачами повышения эффективности функционирования компании.
Предлагаемый курс строится следующим образом. Для Базового проекта формируются задачи, которые необходимо выполнить на каждой фазе жизненного цикла компании. Для того, чтобы решить эти задачи, необходимо использовать различные инструменты, изучаемые в рамках программы МВА. Преподаватели адаптируют часть своих курсов и примеров таким образом, чтобы слушатель мог использовать полученные знания на данном этапе проекта для решения конкретных задач.
Таким образом, преподаваемые дисциплины привязаны к единому Базовому проекту и позволяют слушателю целенаправленно использовать различные инструменты для реализации проекта.
Все преподаватели будут должны проводить обучение, используя в качестве кейсов часть задач из базового проекта. Смысл всего этого заключается в том, чтобы преподаватели давали кейсы не на каких-то абстрактных примерах, тем более, иностранных, а решали вместе со слушателями какую-то конкретную задачу из базового проекта. Например, на прединвестиционном этапе необходимо исследовать рынок. Преподаватель дает теорию, а затем вместе со слушателями проводит оценку рынка (конечно, материалы для этого должны быть подготовлены заранее). Результат - оценка спроса, рекомендуемый объем выпуска данной продукции и т.п. Следующий преподаватель, который, например, обучает проведению экономической оценки проекта, будет в качестве входной информации использовать полученные значения объема выпуска продукции и т.д. Появляется возможность для конкретной задачи применять инструменты управления из разных курсов. Например, для проведения маркетингового исследования использовать методы управления проектами.
Таким образом, от задачи к задаче, от темы к теме у слушателя будет формироваться понимание того, как использовать набор инструментов управления в конкретном проекте, причем на каждом этапе будут использоваться наиболее подходяшие для данной задачи инструменты. Таким образом, формируется умение решать задачи в комплексе, с учетом противоречий и наличия альтернатив, т.е. то, что называется интеграционным подходом.
2. Описание модели, которая должна использоваться в каждом кейсе по данному проекту
Одним из ведущих ученых российского научного центра была разработана технология производства нового типа батарей. Эти батареи, по словам разработчика, имеют ряд конкурентных технологических, эксплуатационных, экономических преимуществ (большая емкость, надежность, меньшая стоимость). Ученый хочет найти инвестора и организовать производство батарей.
После реализации прединвестиционной фазы, в случае положительного результата, необходимо приступить к организации производства. В дальнейшем планируется расширить производство, повысить эффективность функционирования компании.
Описанная ниже модель требует доработки – наполнения каждой фазы работами и результатами – численными значениями, с которыми будут работать слушатели. Эта модель будет ЕДИНОЙ для всех преподавателей, именно для нее они будут готовить свои кейсы.
Жизненный цикл компании в рамках Базового проекта содержит следующие фазы:
1. Предпроектная фаза – подготовительная.
2. Прединвестиционная фаза – подготовка бизнес плана. Продолжительность 6 месяцев.
3. Инвестиционная фаза. Продолжительность 24 месяца.
4. Фаза вывода завода на полную мощность. Продолжительность 12 месяцев.
5. Фаза развития компании. Продолжительность фазы 18 месяцев.
Между фазами №№ 4 и 5 промежуток составляет 5-7 лет. Компания успешно работает на рынке, но возникла необходимость дальнейшего роста, корректировки стратегии, в поиске новых путей развития компании. Часть собственников решила создать собственный бизнес. Они решили выделить из компании свою долю и выйти на рынок с новой продукцией.
На каждой фазе жизненного цикла сформированы задачи и кейсы, пример которых приведен ниже.
Задачи и кейсы прединвестиционной фазы (фрагмент):
· Проведено сравнение технико-экономических характеристик продукции с существующими аналогами.· Проведено изучение рынка.
· Изучены потребности в производственных мощностях.
· Проведена предварительная оценка размера инвестиций.
· Проведен анализ патентной чистоты и патентоспособности.
· Определены доли участников.
· Описан порядок внесения ИС в уставной капитал новой компании.
· Дана оценка преимуществ и недостатков возможных организационно-правовых форм реализации бизнеса.
· Разработаны предложения по формированию организационной структуры предприятия.
· ………………
Итоговые данные:
· Предполагаемый объем выпуска батарей ________ штук в месяц.· Срок окупаемости инвестиций _______ лет.
· Потребности в инвестициях составляют __________ рублей.
· Ожидаемая величина годового чистого дохода ______________ рублей.
· Наличие охранных документов _______.
· Формы участия сторон.
· Цена лицензии _______ рублей.
· Разработана стратегии финансирования.
· Проведен SWOT-анализ.
При необходимости преподаватели могут дополнить информацию.
Задачи и кейсы инвестиционной фазы (фрагмент):
· Определены формы и размер финансирования.· Выбрана организационно-правовая форма.
· Разработана концепция охраны прав автора.
· Осуществлено патентование разработки.
· Обеспечена защита прав патентообладателя.
· ………………
Задачи и кейсы фазы вывода завода на полную мощность (фрагмент):
· Разработана концепция реинжиниринга.· Сформированы отдельные бизнес-процессы в компании.
· Организован бухучет.
· Сформированы условия получения кредита на развите бизнеса.
· Разработана система мотивации.
· …………..
Задачи и кейсы фазы развития компании (фрагмент):
· Разработана система сбалансированных показателей компании.· Сформирован эффективный портфель проектов.
· Разработан план проведения выставки.
· Проведенпоиск новых направлений деятельности предприятия.
· Разработан план проекта совершенствования структуры управления.
· ………………
Таким образом, кейсы большинства прикладных курсов, изучаемых в рамках программы МВА, будут привязаны к Базовому проекту, что позволит придать программе обучения целостность и ориентацию на практическую пользу.
Элементы технологии обучения на основе Базового проекта были опробованы в рамках курса «Управление инновационными проектами», который в течение нескольких лет читал В.А. Первушин по программе «Инновационный и технологический менеджмент» на Факультете инновационно-технологического бизнеса Российской Академии народно хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, в магистратуре экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, семинарах для бизнес-элит регионов.